Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния.

Е. С. Филатова

СУПРУЖЕСТВО В СИСТЕМЕ СОЦИОНИКИ

(отрывок из новой книги)

Автор: Екатерина Сергеевна Филатова. Известный соционик из Санкт-Петербурга, автор нескольких книг. Собрала коллекцию фотопортретов представителей различных типов. Исследует проблемы генетического происхождения социотипов, семейных отношений.

Часть 1. Соционика и гендерные роли.

Термин «гендерность» - появился в литературе не так давно и означает характерные признаки полов – мужчин и женщин. В классической соционике

этот вопрос рассмотрен пока еще недостаточно подробно и настоящая работа

посвящена отношениям психотипов в супружеских парах с учетом их гендерных, то есть половых особенностей (...)

Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния.

Начнем с того, что женщина, самою Природой предназначенная, чтобы зачать, родить и выкормить ребенка, не может быть Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния. даже чисто физиологически равноправна с мужчиной. И это находит свое подтверждение и в разных социальных ролях, и, соответственно, ожиданиях, которые предъявляет общество к мужчинам и женщинам. Женщина – нежное и ранимое существо, хозяйка в доме, женщина – мать и воспитательница детей, любящая и заботливая супруга для своего мужа, - таков, примерный социальный идеал «настоящей» женщины и таковы, соответственно, ожидания общества. Качества, которые присущи в значительной степени женщинам, носят название «фемининность».

От мужчины требуется спокойствие и сила (в том числе и физическая), выдержка, умение обеспечить свою семью материально, умение защитить слабых, быть для них опорой. Ведь сколько бы мы не говорили об эмансипации Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния., и женщины и дети – всегда более слабая часть человеческого сообщества, которая нуждается в защите. Таковы социальные роли и, соответственно, требования общества к «настоящим» мужчинам, и соответствующие свойства характера, присущие в большей степени мужчинам, носят название «маскулинность». На первый взгляд кажется, что маскулинность и фемининность – свойства характера противоположные, если высока маскулинность – то низка фемининность и наоборот. Однако, опыт показывает, что это не всегда так.

Чтобы сделать наше рассмотрение в этой части более полным, обратимся за некоторыми разъяснениями к известному отечественному исследователю проявления гендерных ролей мужчин и женщин – И. С. Кону. В своей книге «Введение в сексологию» он, в Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния. частности пишет о том, что « индивиды могут в пределах какой-то нормы различаться по степени М и Ф . Однако сами свойства М/Ф представлялись все же альтернативными, взаимоисключающими: высокая М должна коррелировать с низкой Ф и обратно, причем, для мужчин нормативна, желательна высокая М, а для женщин – Ф. Вскоре, однако, выяснилось, что далеко не все психические качества поляризуются на «мужские» и «женские».(…)

Новые, более совершенные тесты рассматривают М и Ф уже не как альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а как независимые измерения. Сравнение показателей одного и того же индивида по шкалам М и Ф позволяет вычислить степень его Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния. психологической андрогинии; андрогинными считаются индивиды, имеющие высокие показатели и по Ф и по М, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и т.д.



Понятие психологической андрогинии касается не соматических качеств, только поведения и установок; речь идет о независимости, заботливости и способности выполнять специфические мужские, специфические женские и не дифференцируемые по полу функции».

А теперь посмотрим, какие соционические типы соответствуют больше всего этим социальным ожиданиям.

Вряд ли у кого-то возникнут сомнения в том, что, в свете перечисленных выше социальных ожиданий, логика больше требуется от мужчин, а этика – от Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния. женщин, отсюда мы сразу же можем прогнозировать большее социальное соответствие женщин-этиков и мужчин-логиков своим социальным ролям. И действительно, сама Природа позаботилась о том, чтобы среди мужчин – больше встречалось логики, а среди женщин – этики.

Что же касается шкалы сенсорика-интуиция, то здесь такого прямого и очевидного соответствия нет. С одной стороны – сенсорики более практичны.

Это качество полезно как мужчинам, которые призваны обеспечить надежную опору своей семье, так и женщинам – хозяйкам в своем доме, которые должны поддерживать порядок и уют, правильно планировать бюджет семьи, уметь накормить, одеть и обуть не только своих детей, но не оставить своим вниманием в этом Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния. и мужа.

Но и интуиция - отнюдь не лишняя функция как для добывания «хлеба насущного», так и для воспитания детей, умение увидеть их склонности и таланты, чтобы не задавить еще слабые ростки этих способностей, а наоборот, развивать их. Правда, сенсорика, наверное, для конкретного благополучия семьи чаще бывает востребована, чем интуиция.

Что же в итоге получается? Поскольку, наиболее подходящие дуальные сочетания психотипов мы находим с группах Практики - Гуманитарии, а также Исследователи – Социалы, то, если в семье объединились мужчина –практик и женщина – гуманитарий, семья окажется достаточно гармоничной и каждый из супругов будет естественным образом, также выполнять свою социальную роль. То же можно Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния. сказать и о мужчинах – исследователях и женщинах – социалах.

Если же мужчины и женщины находятся в группах, не очень хорошо соответствующих их социальным ролям (мужчина-гуманитарий, женщина – практик, или мужчина – социал, женщина – исследователь), то может оказаться так, что, несоответствие супругов их социальным ролям приведет, соответственно, к недовольству своим партнером.

К примеру, муж – ЭСИ (Драйзер) может быть не в восторге от того, что его жена – ЛИЭ (Джек), вместо того, чтобы заниматься домашним хозяйством и вести традиционный для женщины образ жизни, все время рвется куда-то с друзьями в поход. И не в этом ли причина того, что многие соционики часто пишут о Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния. том, что дуальность отношений – это идеализация, которая часто не удовлетворяет ни того, ни другого партнера, и они (партнеры) предпочитают иной характер отношений? Правда, пока мы не учитываем андрогинность, об этом у нас пойдет речь, когда мы станем подробно рассматривать с этих позиций каждый психологический тип.

Вообще говоря, здесь еще нужно было бы исследовать и подтипность, которая может также сказаться на комфортности отношений супругов. Наиболее ярко подтипность проявляется при усилении функций ведущего блока, или даже целых вертикальных блоков. Наибольшая дуальная совместимость будет осуществляться при усилении одинаковых ведущих функций или блоков – правых или левых. При учете этого фактора мы Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния., по существу, должны перейти к рассмотрению не 16, а 32 типов и их совместимости. Но мы не будем касаться этого вопроса, предоставив читателю вносить соответствующие поправки в конкретных случаях.

Следующий, аспект семейной жизни – это сексуальные отношения супругов. Они несомненно являются важнейшей составляющей чувства любви. Если вообще говорить о наиболее значимых функциях Юнга, которые проявляются в любви, то это, скорее всего, этика (эмоциональность) и сенсорика (сексуальные ощущения). И в этих функциях партнеры также не равноправны, поскольку, эти обе функции также как и остальные, занимают разные позиции в структуре психотипа. С одной стороны, наличие этих функций в ведущих позициях придает наиболее сильную Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния. окраску эмоциональному и сексуальному чувству индивидуума. Но и наиболее ранимыми и чувствительными, требующими особо бережного отношения к себе, здесь могут оказаться те, у кого этика или сенсорика – в болевых каналах.

Любовь, - это конечно очень важное чувство для супружеских отношений, но семья не может существовать без хорошей материальной базы, необходимой, в частности, и для того, чтобы обеспечить детям здоровую физическую жизнь и хорошее образование. И здесь уже не обойтись без логики, особенно – деловой.

Таким образом, наиболее часто востребованными в семье можно считать функции деловой логики, обе этики и сенсорики. Как представляется автору, интуиция, которая несомненно важна вообще, к семейной жизни Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния. не столь существенно необходима по сравнению с другими, названными выше функциями.


documentbdqncyr.html
documentbdqnkiz.html
documentbdqnrth.html
documentbdqnzdp.html
documentbdqognx.html
Документ Глава 3. Маскулинность, фемининность и андрогиния.